1922-1988
Капитан.
Командир роты, зам. командира батальона.
Кавалер ордена Боевого Красного Знамени, медали «За боевые заслуги».
Пять ранении.
Боевой путь: Калининский, I-й Прибалтийский. Забайкальский фронта.
Александр Кузьмич оставил подробные воспоминания о своем боевом пути.
В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен в Свердловское пехотное училище. В сентябре 1942 года закончил его, получил звание лейтенанта и был направлен на Калининский фронт. В штабе фронта получил назначение в 32-ю стрелковую дивизию, в 136-й пулеметный батальон, который находился в Калининской области. Находясь в обороне, многократно отбивали атаки противника. В начале января 1943 года дивизия была переброшена под Великие Луки.
Тяжело ранен командир роты. (Бой был под Великими Луками.) Командование ротой по долгу службы пришлось взять мне. Тот бой, оставшийся в памяти навсегда, происходил между Великими Луками и Новосокольниками в январе 1943 года. Бой был тяжелый. Немцы обрушили на нашу дивизию шквал огня. Мы несли большие потери. В наступление на нас пошли немецкие танки. Рота находилась от них на расстоянии 300 — 400 метров. Конечно, с такого расстояния никакого ущерба мы им нанести из противотанковых ружей не могли. Единственным верным решением было поднять роту и двигаться навстречу танкам противника. Местность благоприятствовала этому. Танки и автоматчики противника заняли наши позиции и находились на высоте, а мы двигались им навстречу по лощине. Таким образом, мы на некоторое время оказались в не простреливаемом танками мертвом пространстве. Приблизившись к танкам на 30 — 40 метров, по моей команде рота открыла огонь из противотанковых ружей и пустила в ход гранаты. Было подбито 7 немецких танков, их атака захлебнулась. При поддержке лыжного батальона противник был отброшен с наших позиций. За этот бой многие офицеры и солдаты были награждены орденами и медалями. В том числе был награжден и орденом Боевого Красного Знамени.
Здесь, под Великими Луками, я получил первое ранение. Два с половиной месяца лечился в г. Калинине в госпитале, затем был направлен в 9-ю гвардейскую дивизию, 19 й гвардейский полк на должность командира противотанковой роты.
Наша дивизия вела бои за город Невель. Особенно ожесточенные бои шли за гору Птахинскую. Эта высота господствовала над местностью, над Великими Луками, Новосокольниками, Невелем. В обычный ясный день с нее видно на 30-40 км. Немцы стояли там долго в обороне. Создали эшелонированную оборону, укрепили ее дотами, дзотами, потайными ходами. Эта высота была взята, но немцы не могли смириться с потерей. Но все атаки их были отбиты. За бои при взятии Птахинской высоты был награжден медалью «За боевые заслуги».
В июне 1943 года дивизия была переброшена в район Духовщина Смоленской области, где вела наступательные бои. В бою под Духовщиной я был ранен вторично. После возвращения из госпиталя был направлен в 47-ю стрелковую дивизию, которая вела бои за город Невель. За его успешное взятие ей было присвоено почетное звание «Невельская». Это была ордена Ленина, ордена Суворова дивизия. Я ветеран ее и имею нагрудный знак. В наступательных боях получил третье ранение. Лечился в полевом госпитале. После лечения возвратился в ту же часть. Дивизия вела наступление на Усвяты и Кромы. Там был в четвертый раз ранен. После излечения был направлен в 10-й запасной офицерский полк Калининского фронта, откуда вместе с другими офицерами был направлен в штаб фронта, где перед нами выступил командующий фронтом генерал армии (позднее — маршал) Баграмян и поставил задачу по выполнению операции «Багратион». Командование 13м участком было возложено на меня. Для несения караульной службы мне был придан стрелковый батальон. Цель этой операции заключалась в концентрации живой силы, техники и нанесения внезапного удара с целью прорыва немецкой обороны. После прорыва обороны противника, я догнал 47 Невельскую дивизию. В ее составе участвовал в освобождении городов Литвы и Латвии. В августе 1944 года был принят в ряды ВКП(б). В бою под Ригой был ранен в пятый раз. Осколок от этого ранения ношу всю жизнь. Лечился в Иркутске. После госпиталя был направлен в 386-ю стрелковую дивизию командиром учебной роты, а вскоре назначен заместителем командира батальона по строевой части.
Участвовал в войне против милитаристской Японии. Здесь, в Забайкалье, закончился мой боевой путь.
Александр Кузьмич долгое время работал преподавателем на военно-учебном пункте механического завода. Учил молодежь военному делу.