Елсуков Иван Георгиевич

Рядовой

Родился в 1926 году.

Рядовой.

Телеграфист.

Кавалер ордена Отечественной войны II степени и медали «За Отвагу!». Боевой путь: по Белоруссии, Прибалтике, на Данциг.

Замечательно простодушен и откровенен рассказ Ивана Георгиеви­ча о том, как стремился простой рабочий парнишка на фронт, как попал он туда в конце войны, и еще успел он и пленных взять, и два танка подбить. Вот этот рассказ:

"Если по правде, на фронт добровольцем пошел я не от хорошей жизни. В начале 1942 года из Нижне-Туринского района мобилизовали меня в школу ФЗО в Киров. После там же направили работать столяром на военный завод. Тут я узнал, что такое голод. Летом какой травы нарвешь, ночью на поле картошки раздобудешь, а зимой...

Рядом с заводом госпиталь был. Познакомился я с ранеными. Ког­да им червей для рыбалки накопаю, когда чего смастерю, они мне кусок хлеба дадут. От них узнал, что на фронте с питанием легче. Там солдаты обуты, одеты. Решил идти на фронт. Уволиться с завода было нельзя — я был столяром V разряда, бронь была. Пришел в один военкомат — отказали. В другой — тоже. Те же раненые подучили, чтобы сказал, что нигде не работаю. В третьем военкомате так и сказал. Поверили. К пяти вечера велели прийти на пересылку. Тем, кто в армию уходил, на 10 дней вперед продуктов по карточкам давали. Сбегал на завод, кое-как, обманом, выпросил справку, что на фронт иду. С этой справкой в магазин, а продукты и выкупить не на что. Женщина одна выручила — купила у меня одну селедку, я за остальное и рассчитался.

5 января 1944 года на пересылочном зачислили в 71-й запасной стрелковый полк. Научили из винтовки стрелять. В апреле — повезли к фронту. Пока ехали до Москвы, все с себя променяли на еду, В Москве нас дообмундировали. В июне привезли к Орше, расформировали по частям и на передний край. Тогда наши наступали, шли тяжелые бои. В ночь с 21 на 22 июня 1944 года пришли на передовую. И мне сразу не повезло. И немца ни одного не увидел, и выстрела ни одного не сделал, как меня тяжело контузило, в эту же ночь. В полевой госпиталь в Ярцево привезли без сознания. Вошел в себя — в команду выздоравливающих.

В конце июля — опять на фронт. В 70-ю Верхнеднепровскую стр. дивизию 252-й стр. Ковенский полк, телефонистом. Первую и самую дорогую для себя медаль «За Отвагу!» получил под Ригой. В бою комбат послал найти обрыв связи. Бой, неразбериха. Я полз. Откуда-то два больше­грузных немецких дизеля. Немец выскочил из первой машины — автомат на меня. А шофер другой машины автоматной очередью уложил немца, бросил свой автомат и кричит мне: «Я по­ляк», — и руки вверх поднял. Я опешил. Потом спрашиваю: «Что в машинах?» Он говорит: «Провизия». «Давай, — говорю, —садись, поедем к нашим». Рассказал командиру, как все было. Вторую машину привели. Командир спрашивает: «Что с шофером-поляком делать будем, в рас­ход?» Говорю: «За что? Он жизнь мне спас, и сдался сам.» Оставили. Переобмундировали. Он до победы честно воевал в нашем батальоне. Мне тогда только 18 исполнилось, ростом-то совсем небольшой был. После этого случая мне медаль «За Отвагу!» дали, а в батальоне солдаты награди­ли меня прозвищем «Воин»,

А орден Отечественной войны II степени заработал под Шауляем в октябре 1944 года. Немцы там отчаянно сопротивлялись. Опрокинули на нас несколько танковых дивизий. Танков — тьма- тьмущая! До сих пор снятся мне сны, как эти танки на нас идут. Мне, не выходя из обороны, удалось подбить противотанковыми гранатами два вражеских танка. Вот за это и был награжден орденом.

Победу встречали на Данцигской косе Фрише-Нерунг. Мы были в полной боевой готовности. В ночь с 7 на 8 мая проснулись от страшной стрельбы, грохота. Стреляли в сторону Балтийского моря. Потом фейерверк осветил все небо. Не могли понять — что, десант высадился? Меня послали связь наладить. Соединил. Возвратился на батарею, тут и сообщили, что война закончилась. Все радовались. Старшина раздобрился — весь спирт в расход пустил! Повар начал котлеты стряпать. Мы — Победе салютовать.

После войны нашу часть оставили в Германии. Меня оставили при своей дивизии учиться на радиотехника. Из курсантов училища я один фронтовик был. Да еще с наградами. Так, в шутку, ребята меня прозвали «Жуковым». Ну, а если серьезно, то награды, конечно, хорошо. Но, главное, — жив остался, до Победы довоевал...

На механическом заводе работал Иван Георгиевич заместителем начальника охраны завода.