Алеша Домаров, ученик 1 класса, г. Екатеринбург, из рассказа бабушки Т. М. Ермолиной
МОЯ ПРАПРАБАБУШКА СКОРОВА (МАРУНОВА) ФАИНА ПАВЛОВНА
Родилась в 1930 году в Костромской области.
Дети-войны. Труженики тыла. Военное детство на колхозных полях. Взрастило время войны. Эти слова относятся к моей прапрабабушке, которая одиннадцатилетней девочкой, трудилась на колхозных полях: на прополке, уборке, сенокосе, собирали колоски и лекарственные растения, пасли колхозный скот. Помогали дома: гребли сено, кормили скотину, ходили в лес за ягодами, пололи и поливали грядки, сажали картошку. Осенью начинался сбор урожая. Сначала пшеницу нужно было сжать серпами. Комбайнов не было. Потом молотили, а зерно возили сдавать в «Заготзерно» в (районный центр). Оттуда зерно отправляли на фронт. Чтобы вывезти зерно, его нужно было насыпать в мешки. Потом мешки погрузить в повозку, потом разгрузить, и дотащить до места хранения. Бабушка таскала на себе мешки с пшеницей, а весили они килограммов по 50. В Костроме на полях рос красивый с голубыми цветами лён около одного метра. Дети, после цветения, лён убирали руками, скручивали в снопы, теребили, прочесывали, замачивали в водоемах, сушили на лугах, досушивали в специальных ригах. Волокна льна трепали «трепальницами» и разминали «мялицами». Большая часть волокна шла на удовлетворение нужд фронта. Из семян делали льняное масло. Трижды прочёсанный лён назывался «куделей». Эти кудели и клали на прялку – выделывать нити. Из нитей выделывали холсты. Холсты, серые по цвету, отбеливали, отстирывали, растягивали по всему полю высушиваться. Получалась белая ткань, для рубах, полотенец, простыней. Все ночи напролет шили заказы для фронта. У каждого в доме имелись ткацкие льняные станки, прялки, машинки для переработки льна и изготовления одежды.
Жили они очень голодно. Собирали прошлогоднюю картошку. Ели траву, даже с деревьев собирали листья. В лепешки добавляли много мякины, которая плохо переваривалась в желудке. Летом ходили в лес, собирали ягоды, грибы. За дровами ходили тоже дети и подростки далеко в лес. Таскали старые пни и сучья, хворост. По вечерам женщины и дети частенько собирались в какой-нибудь избе, чтобы почитать письма с фронта от родных, поговорить и попеть песни. Но, главное, чтобы вязать и шить для бойцов носки, варежки и шарфы для солдат. Девочки шили кисеты для табака. Позже, прабабушка часто перед сном пела своим детям песни своего детства и военных лет.
Прабабушка рассказывала, что на всю семью у них были одни валенки, да и те дырявые, и чтобы ноги не мерзли, дыры в пятках затыкали соломой. При ходьбе она постепенно вываливалась, и на снегу оставались «соломенные» следы. А еще ходили в лаптях, к которым приматывали деревянные дощечки, чтобы они дольше не изнашивались.
Не смотря на все ужасы войны, моя бабушка бегала за 7 километров в районную школу, потому что очень любила учиться и хотела быть учителем.
«9 мая 1945 г. Учительница вошла в класс и долго молчала. Потом громко сказала: «Ребята, война кончилась!». Бегите домой и скажите: «ПОБЕДА!» Все радовались, обнимались, некоторые плакали!».
Всю мирную жизнь моя прапрабабушка посвятила работе в школе.
За тяжкий, недетский труд моя прапрабабушка была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, которая предназначалась для тружеников тыла. Прабабушка имеет и другие награды:
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Заслуженный Ветеран труда»
Нагрудный Знак «Отличник народного просвещения»